Главная страница |   Словарь финансовых терминов |   Услуги банков |   Законодательные акты |   Экономическая литература |   Публикации и статьи
   Про кредиты

Чем грозит просрочка платежа по кредиту?

Берем созаемщика по кредиту

Как избежать проблем при погашении кредита

Как получить кредит без подтверждения дохода

Ответственность поручителя по кредиту

Отличия потребительского кредита и кредитной карты

Мошенничества при получении кредита

Как пользоваться кредитной картой


   Про автокредиты

Новый вид автокредита – «без документов»

Автокредит: особенности погашения

Автокредит по программе BuyBack


   Про биржи

Биржи и принципы биржевой торговли

Основные виды биржевых операций

Работа лондонской биржи металлов

Фондовые биржи


Земельный кодекс


В. Смушков. "Экономическая политика СССР"
Изд-во "Пролетарий", 1925 г.

Публикуется с сокращениями

Вернуться в оглавление книги

IX Съездом Советов вопрос о землепользовании был разрешен окончательно, применительно к новым условиям в общем виде, а затем ВЦИК в мае 1922 г. принял „основной закон о трудовом землепользовании "и в октябре 1922 г. — „ Земельный кодекс ".
Оба эти закона устанавливают полно и исчерпывающе новую политику Советской власти в земельном вопросе. Не останавливаясь детально на отдельных пунктах закона, мы подчеркнем основные положения и сущность нового порядка.
Прежде всего закон подчеркивает еще раз право каждого крестьянина самому определять порядок пользования причитающейся ему земли. Каждый хозяин может совершенно выделиться из общества, при общих переделах земли (с согласия общества, если выделения хочет пятая часть всех хозяев), потребовать, чтобы ему выделили участок в одном месте, а не давали кусками в разных местах.
Снова подтверждается постановление Совнаркома от 30 апреля 1920 г. о недопустимости частых переделов без достаточных на то оснований и без разрешения уездных земельных отделов, — и, таким образом, также обеспечивается крепость единоличного хозяйства, которому не угражают частые перемены, переброски участков и риск потерять хорошо удобренный и обработанный участок.
Второй основной вопрос — о праве пользования землей: никто не может быть лишен права пользования землей, если он продолжает вести свое хозяйство и если прекращение ведения хозяйства не требуется законами. Таким образом, каждый хозяин постоянно пользуется землей, ему не грозит опасность лишиться ее, если он сам не перестанет ее обрабатывать. Но и в этом случае предусмотрены возможности, когда необработка земли не лишает права на нее: когда хозяин мобилизован, выбран на советскую или общественную должность, даже если он уходит на заработки, — земля сохраняется на два севооборота, а затем поступает в общее распределение, и, в случае возвращения хозяина, ему выделяется участок из запаса или при переделе.

Запрещение продажи земли и разрешение аренды

Оба эти положения, укрепляющие владение или, вернее, пользование землей, могут ввести в заблуждение и зародить мысль о том, что земля становится частной собственностью и может быть продана или куплена — это предусмотрено законом и категорически воспрещено. Вся земля остается попрежнему единым государственным фондом и никаким продажам, дарениям и залогам не подлежит, а всякие попытки обойти этот закон предусмотрены и подлежат строгой ответственности. Но, в отличие от прежнего порядка, новый закон разрешает сдавать землю в аренду. Сдача допустима на срок не более трех лет, а с разрешения волостных исполкомов—не свыше шести лет.
Эта сдача в аренду разрешается: при невозможности справиться с хозяйством из - за недостатка средств, рабочих рук, инвентаря и при условии, что лицо, берущее землю в аренду, лично, своими силами и силами своей семьи, обработает эту землю, а не станет нанимать для обработки ее батраков, т. е. не сделает аренду средством наживы за счет неимущего бедняка, вынужденного сдать свою землю. Помимо того, самый арендный договор должен быть утвержден волостным исполкомом, если сдается больше трех четвертей надела, и сельским советом — если меньше.
Закон предусматривает вопрос о наемном труде в сельском хозяйстве, допуская его только в тех случаях, когда состояние хозяйства требует дополнительной рабочей силы, на отдельные сезоны, при непременном участии членов семьи в работе на равных основаниях с нанятыми рабочими.
Наконец, закон точно определяет право государственной власти вмешиваться в земельные отношения, производить переделы земли, ограничивая это право, предоставляя самим сельским обществам бороться с чересполосицей.
Таков в общих чертах закон о пользованиии землей. Основная мысль его заключается в том, что государство предоставляет крестьянам широкие права в пользовании землей, ограничивая свое право вмешательства, суживая его до пределов необходимых государственных задач.
Государство предупреждает возможность возникновения в деревне хищнического капитала, подчинения бедноты местным кулакам, — поэтому воспрещена продажа земли, длительная аренда, а также не допущено применение наемного труда; в сельском хозяйстве остаются прежние крепкие запоры, предусмотренные законом, которые мешают развитию в деревне крупных земельных собственников. Причина этого станет нам понятна, если мы примем во внимание, что в то время, как в области промышленности имеется крупное государственное производство, которое противостоит частному капиталу, — в сельском хозяйстве совхозы такой роли в настоящее время играть не могут. С другой стороны, в городах лучше может быть поставлена охрана труда, борьба профессиональных союзов с предпринимателем, чем в деревне, где кулак легко может захватить в свои лапы бедняка. Поэтому здесь законодательные ограничения по отношению к частному хозяйству еще более необходимы, чем в области промышленности, как гарантия против попыток вернуть старый порядок.
Мы видим, что в условиях новой экономической политики наше законодательство о земле потерпело некоторые изменения.
Попрежнему частной собственности на землю нет, и вся она составляет единый земельный фонд государства. Попрежнему у нас трудовое землепользование, не допускающее эксплоатации хозяевами неимущих и малоимущих крестьян. Мы видим, что те законы, которые в условиях старой политики являлись часто мертвыми, теперь подтверждены и являются жизненными. Главная задача политики в земледелии заключается теперь в том, чтобы обеспечить крестьянину возможность развернуть его хозяйство до наибольшего размаха, до возможной широты, без риска лишиться плодов своего труда. Поэтому государственная власть, установив порядок трудового землепользования, оградив интересы как крестьянской бедноты и середняков, так и государства, предоставляет в пределах существующих законов полную свободу крестьянам по установлению форм пользования землей и ее обработки. Никакие насильственные изменения крестьянского хозяйства закон не допускает. Такова, в общем, сущность земельной политики.
Но государство вовсе тем самым не отказывается от переустройства земельных отношений и всего сельского хозяйства,—отказ от принудительных мер в этой области ни в коем случае не означает отказа от дальнейшего развития работы в направлении нашего сельского хозяйства по пути к социализму. В задачи наши не входит развитие мелкого хозяйства, укрепление навсегда небольших самостоятельных хозяйств; наоборот, развитие крупного производства, применение в обработке земли технических усовершенствований, машин, силы электричества, — вот задачи нашего строительства. Но к этому мы идем не путем принудительной ликвидации мелких хозяйств, а путем постепенного вовлечения трудовых крестьянских масс в коллективную работу. В программе коммунистической партии сказано: „Считаясь с тем, что мелкое крестьянское хозяйство еще долго будет существовать, РКП стремится к проведению ряда мер, направленных к поднятию производительности крестьянского хозяйства", и дальше указывается ряд практических мер. Несмотря на то, что эта программа бьца принята в марте 1919 года, она полностью отвечает задачам настоящего дня, которые требуют перехода к новым формам землепользования и земледелия путем медленного вовлечения крестьянства в коллективную работу. Это вовлечение должно отчасти опираться на те средства, которые указаны нами раньше (совхозы и коллективы), отчасти для него необходимы другие значительные меры. Они должны выражаться как в развитии широкой просветительной, работы, распространении агрономических знаний среди крестьянства, пропаганде культурных способов обработки земли, улучшении пород скота, так и в большой организационной работе по вовлечению крестьян в коллективную работу через сельско - хозяйственную кооперацию и электрофикацию сельского хозяйства.
Этот хозяйственный путь, на который теперь вступает советское правительство, должен строиться полностью на тесной связи между государственным хозяйством и крестьянским, на внимательном отношении рабочего класса к крестьянству и его нуждам. На переломе к новой экономической политике тов. Ленин говорил:
„Самый коренной, самый существенный вопрос, это — отношение рабочего класса к крестьянству, это — союз рабочего класса с крестьянством, это — умение передовых рабочих, прошедших долгую, тяжелую но благодарную школу крупной фабрики, умение их поставить дело так, чтобы привлечь на свою сторону массу крестьян, задавленных капитализмом, задавленных помещиками, задавленных старым своим нищенским, убогим хозяйством, чтобы доказать им, что только в союзе с рабочими, какие бы трудности ни пришлось на этом пути испытать, — а трудностей много, и закрывать глаза мы на них не можем, — только в этом союзе лежит избавление крестьянства от векового гнета помещиков и капиталистов".
И коллективы, и совхозы должны существовать и развиваться, но развитие их должно идти теперь путем действительного экономического укрепления, путем здорового роста. Коллективные хозяйства входят теперь в круг ведения сельско - хозяйственной кооперации, и там должны завоевать почетное место. Совхозы мы должны укреплять, превращая в хлебные фабрики и производственные комбинаты. Резолюция XI Съезда Советов РСФСР, бывшего уже в 1924 году, говорит о совхозах следующее:
„10. Обязать подлежащие органы уделить крупным советским хозяйствам максимальное внимание в целях поднятия их до уровня агрикультурных рассадников и доходных хозяйств; обязать ВСНХ и губисполкомы передать в распоряжение совхозов подсобные промышленные предприятия, связанные с сельским хозяйством, не исключая их из производственного плана обрабатывающей сельско - хозяйственной промышленности; отпустить совхозам необходимые средства для пополнения живого и мертвого инвентаря; поручить сессии ВЦИК заслушать доклад НКЗема о финансовом и хозяйственном положении всех советских хозяйств и одновременно разработать вопрос об упорядочении налогового обложения советских хозяйств в целях улучшения их производства, поручить НКТруду пересмотреть вопрос о рабочем времени и системе зарплаты сельско-хозяйственных рабочих в целях установления большей заинтересованности рабочего в продукции своего труда; обязать НКЗемы ускорить передачу совхозам лесов местного значения и луговых угодий.
Как мы видим, намечается целая отчетливая программа деятельности совхозов, которые должны стать, как доходными хозяйствами, так и рассадниками культуры, без которых немыслим технический прогресс сельского хозяйства.

Продолжение книги

Сведения о рынке ипотеки в Липецке и Липецкой области, сроки кредитования
   Про ипотеку

Особенности социальной ипотеки

Способы погашения ипотечного кредита

Условия ипотечного кредитования

Причины отказа по ипотечному кредиту


   Про страхование

Страхование загородной недвижимости

Автокредит - экономим на страховке

Cтрахование автотранспорта

Основные ошибки при автостраховке

   Про инвестиции

Инвестиции и критерии оценки их эффективности

Инвестиции в драгоценные металлы

Покупка акций как вариант инвестирования

Облигации как объект инвестирования

Что выбрать - фондовый рынок или недвижимость?


© Копирование материалов данного сайта запрещено